Автор статьи
Анна Камальдинова
Академический директор по образовательным программам для детей дошкольного и младшего школьного возраста, Преподаватель английского языка

Если кратко отвечать на вопрос, какой формат эффективнее в изучении иностранных языков, то ответ – никакой. Ни групповые, ни индивидуальные занятия сами по себе не гарантируют, что ученик достигнет цели, а преподаватель ему в этом поможет. Можно весь индивидуальный урок переводить предложения, можно с группой работать в стиле «учитель говорит – ученики молча слушают» – и в обоих случаях не использовать плюсы, которые есть в каждом формате. Преимуществ много и в группе, и в 1-to-1, но связаны они не столько с количеством человек в классе, сколько с тем, что, кто, как, зачем делает на уроке и почему именно так.

Я работаю в основном с группами – и это мой осознанный выбор уже много лет. Почему я за группы:

  • Язык нужен, чтобы общаться, а в группе возможностей для коммуникации и совместной работы гораздо больше: пары, тройки, группы, проекты. И, что важно, не только с учителем;
  • Звучит немного парадоксально, но групповой урок может быть гораздо более ориентированным на ученика, чем индивидуальный. Например, ученики сами выбирают тему проекта или игру, проверяют работы друг друга, придумывают задания;
  • Командная работа. Разные люди с общими целями, которые дополняют друг друга, поддерживают, принимают общие решения, совершают открытия, учатся смотреть на одно и то же с разных сторон – и в итоге приобретают более объемные знания и навык работы в команде;
  • Эмоциональный интеллект. В группе знакомство со своими и чужими эмоциями происходит не в теории, а на практике. Например, ученик перед тестом очень волнуется и это повод всем вместе обсудить, почему и что можно сделать, чтобы помочь себе или другому в такой ситуации;
  • Мне самой интересно работать с группой – ученики всегда разные и это всегда вызов. Да, я считаю важно, чтобы урок был интересен и полезен и для ученика, и для учителя.

Когда говорят о минусах групповых занятий, то обычно упоминают три момента:

  • Разный уровень владения языком у учеников в группе. Это не минус групповых занятий, а неграмотная работа педагога, который формировал группу (речь о дополнительном образовании, не о школах и вузах). Если в одной группе ученики с начальным, продвинутым и профессиональным уровнями – обучение заранее обречено на провал.
  • Конкуренция. Многих постоянное соперничество и сравнение себя с другими не мотивирует, а наоборот, заставляет чувствовать себя неуверенно. Более эффективная форма работы – командная. А вот какая форма работы – командная или конкурентная – будет преобладать в коллективе, во многом зависит от педагога.
  • Меньше внимания ученику. Если мы говорим о группах, где одновременно обучаются 30 человек, то там уделить внимание каждому действительно сложно. Но в небольших группах преподаватель видит каждого ученика, его прогресс и сложности. Кроме того, быть максимально сконцентрированным, внимательным и держать мозг в напряжении все занятие достаточно сложно, а в группе есть возможность менять темп и интенсивность, чтобы дать себе отдых.

Получается, что так называемые недостатки групповых занятий – это временные трудности, которые можно легко преодолеть (некоторые – уже на этапе формирования группы) и сделать обучение приятным и эффективным.

Основной плюс занятий один на один с педагогом – индивидуальный подход. Больше возможностей учесть ваше расписание, цели, скорость, с которой вы усваиваете материал, уделить внимание темам и аспектам, которые вызывают сложности. В этом же и основной минус – есть вероятность, что вы привыкнете говорить с человеком, который всегда вас понимает, повторит несколько раз и всегда дослушает вас до конца, привыкнете к одному темпу речи и произношению. В реальной жизни мы общаемся с разными людьми, но получить такой опыт, занимаясь индивидуально, – сложно.

Как же понять, какой формат нужен именно вам, что выучить английский или другой язык? Все зависит от ваших целей и обстоятельств. Чем более узкий и конкретный запрос – тем больше вероятность, что вам подходят индивидуальные занятия. Если вы хотите заниматься общим английским (general English), разговориться, повысить уровень языка – вам подойдет группа. Если вам нужно подготовиться к собеседованию в международную аудиторскую компанию в Великобритании, сдать экзамен Proficiency, поставить американское произношение, научиться читать или у вас недавний негативный опыт обучения в группе – индивидуальные занятия будут более эффективны.

Ставьте цели и выбирайте формат обучения, который поможет их достичь!