Автор статьи
Анжелика Калинина
Академический директор по образовательным программам для старших школьников и взрослых, Преподаватель английского языка

Большинство полиглотов, отвечая на вопрос, как они сумели освоить столько иностранных языков, всегда подчеркивают, что ничего такого уж феноменального в этом нет: каждый следующий язык учится намного легче предыдущего. В целом лингвисты с ними согласны: изучение иностранного языка (первого или сто первого) – это технология, основной движущей силой которой становится мотивация или желание. 

Как же начать свое восхождение к лингвистическим высотам? Как детям привить любовь к языкам? Правда ли говорят: чем раньше начать, тем лучше?

Действительно, дошкольный и ранний школьный возраст можно рассматривать как хорошую возможность для начала овладения иностранным языком. Психологи объясняют возможность сравнительно легкого усвоения детьми иностранного языка явлением импринтинга, или, иначе говоря, запечатления, которое предполагает быстрое запоминание детьми и умение оперировать иностранным языком на уровне словосочетаний и предложений. Обычно специалисты определяют время, возможное для импринтинга, – до восьми лет.

С другой стороны, объем памяти у ребенка меньше, чем у взрослого, ниже способность концентрировать внимание. Взрослые могут анализировать языковые и речевые явления, подключать ассоциативные связи, что, конечно, способствует более успешному овладению иностранным языком.

Языковые способности, несомненно, существуют. Это в первую очередь связано с фонематическим слухом, со способностью ребенка распознавать и копировать интонацию, звуки, мелодику изучаемого языка. При раннем изучении иностранных языков это, пожалуй, имеет решающее значение. В более поздний период подключается учебная деятельность – способность к концентрации внимания, усидчивость, прилежание и так далее.

Интересно, кстати, что не все дети, которые успешно изучают иностранный, одинаково успешно справляются с родным, в частности, с русским языком. Это обусловлено прежде всего тем, что требования к владению родным и иностранным языком абсолютно разные. Кроме того, сложность систем языков также разная. Знаю по опыту преподавания одновременно двух языков – английского и испанского, что даже разные иностранные языки могут усваиваться с неодинаковой успешностью.

Хорошо, с детьми все более-менее понятно, а вот как взрослому начать сокрушать языковые барьеры? Самое главное – понять, зачем вам нужно тратить время на изучение иностранного языка. Мотивация может быть не только внутренняя (саморазвитие, карьерная ориентированность), но и внешняя (требование работодателя, например). Если ответ есть, и вы во всем уверены, то это уже часть успеха. А дальше начинается совместная работа обучающегося и преподавателя. Задача преподавателя – подобрать адекватное целям обучения содержание и методику обучения. Задача обучающегося – ответственно отнестись к процессу обучения. Тогда ожидания будут оправданы, цели достигнуты и можно приступать к изучению следующего иностранного языка. 

Таким образом, по моему опыту, о способностях к языкам говорить можно, но преимущественно в раннем возрасте, а позже речь уже идет об учебной деятельности – о вашей мотивации и готовности работать на результат.