Автор статьи
Ильдар Нуриев
директор Англотерры

В 9м классе я впервые выиграл окружную олимпиаду по английскому языку (родился и вырос я в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре) и представил регион на заключительном всероссийском этапе. Для своего города, Нягани, я стал первым победителем по иностранному языку на округе, почему у меня даже пару раз взяли интервью для местного ТВ. По этой же причине меня позвали заниматься английским с учеником младшей школы, когда я был в 10-11 классах. Да, я сам еще учился и в школе, готовился к ЕГЭ, в т.ч. по английскому (наш регион был экспериментальной площадкой, ЕГЭ у нас появился сильно раньше, чем во всей России), и обучал младшеклассника.

Это стало моим первым педагогическим опытом, за 7 лет до окончания университета, за 2 года до его начала  Опыт этот и результаты работы мне понравились. Но когда при выборе будущей специальности я составил список из трех, Педагогического образования в нем не оказалось, выбор пал на связи с общественностью. Сейчас я отношусь к тем людям, кто верит, что подросток в возрасте 17-18 лет редко может выбрать профессию, которой будет рад по окончании вуза. А сегодня это, вероятно, и вовсе невозможно.

На первых курсах университета я занимался репетиторством. Как водится, в это время это были учащиеся младшей школы, с которыми надо было заниматься домашней работой, заданной в школе. К третьему курсу стало понятно, что хочется чего-то большего. Я запустил программу наставничества для студентов первого курса. На самом деле, это был такой интенсивный курс английского для тех, кто посчитал нужным подтянуть свой уровень до уровня своих одногруппников. Мы встречались 1-2 раза в неделю по 4-6 часов за раз. Для моих учащихся это был первый курс, но слова благодарности они говорили и писали и по окончании 5го курса.

Для меня этот год тоже стал своего рода откровением. Во-первых, групповая работа сильно отличается от индивидуальной. Именно с тех пор при выборе между обучением индивидуально или в группе я советую ученикам последнее. Научиться языку как средству коммуникации, взаимодействуя только с преподавателем, всегда сложнее. Во-вторых, именно тогда я осознал важность методической подготовки. Поведение учителя, дисциплина в группе, принципы ведения занятия, стандартные процедуры – все по-другому.

На старших курсах у нас образовался читальный клуб. Сначала художественной литературы, а потом и методической. На нашем факультете учились студенты и Теории и методики преподавания иностранных языков, и Педагогического образования. А кроме методической литературы, которую мы обсуждали, однокурсники делились и лекциями, в то время еще написанными от руки – еще одна форма наставничества на нашем факультете. В годы работы с издательством Кембриджского университета мне посчастливилось познакомиться с авторами многих книг, которые я читал – Светланой Григорьевной Тер-Минасовой, Мартином Хьюингсом (Martin Hewings), Кэролин Вестбрук (Carolyn Westbrook) и др. Это, конечно, еще больше стимулировало профессиональный интерес и развитие. Наконец, я прошел курс профессиональной переподготовки и окончил аспирантуру.

И теперь возвращаюсь к изначальному вопросу: учитель – это призвание или профессия? Безусловно, это может и должно быть призванием. Учитель – это человек, который отвечает за становление и развитие, в той или иной степени – воспитание новых поколений. Это то, чему каждый человек учится на протяжении всей жизни. Кому-то эти умения, возможно, передаются генетически (вероятно, и мне, моя бабушка была учителем начальной школы и всю жизнь провела у доски). Но есть компетенции, которые так не передаются. Если учащиеся весь урок пишут эссе или читают текст, учитель тратит четверть урока на то, чтобы раздать и собрать тетради, дает домашнее задание впервые за минуту до окончания занятия, – значит его не научили элементарным действиям на уроке. Поэтому, по моему глубокому убеждению, учительское призвание должно сопровождаться профессиональной подготовкой.